Искусство умственного и нравственного воспитания
есть искусство возбуждения сердца и ума учащихся,
а не просто сообщение сведений и назиданий.
П.Ф. Каптерев
Воспитательная работа
ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга имеет богатую историю. Своими корнями она уходит в 19 век, когда здесь располагался приют для девочек-сирот.
С 1948 года в простом деревянном здании была открыта начальная школа, в 1958 году школа приняла обучающихся в новом кирпичном здании. В 1989 году были открыты спортивные классы. Контингент воспитанников представляли жители окрестностей Санкт-Петербурга: семьи военнослужащих, служащих государственных учреждений, работников сельского хозяйства. За всю историю своего существования школа дала путевку в жизнь более 20 тысячам выпускникам. В 2012 году Школа переехала в новые современные здания, соответствующие требованиям к условиям реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Проектная мощность учреждения рассчитана на 1650 обучающихся. В 2023 году её контингент составляет 2525 человек. Основную часть воспитанников представляют дети военнослужащих. Именно поэтому с 2020 года школа открывает кадетские классы, делает акцент на патриотическом воспитании, воспитании семейных ценностей, дети принимают активное участие в мероприятиях и проектах Юнармии и Движения Первых.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а также при нахождении его в образовательной организации;
- Совместное решение личностно и общественно значимых проблем - личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание — это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников, как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
- Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданско-патриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций, и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д.
Основными традициями воспитания в ГБОУ школа №471 являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела);
- конструктивное межличностное, взаимодействие обучающихся «по параллелям» и «по вертикали», а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, организации работы органа самоуправления Совет обучающихся: Совет Старшеклассников (9-11 класс), Лидер (5-8), Совет Кадет (активисты кадеты), Новое поколение/Орлята (1-4), на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общей целью воспитания в ГБОУ школа №471 является – создание условий для личностного развития обучающихся, для самоопределения, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе, проявляющееся в формировании духовно-нравственных ценностей, чувстве патриотизма, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении обучающимися 1-4 классов социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии социально значимых отношений у обучающихся 5-9 классов);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении опыта осуществления социально значимых дел обучающимися 10-11 классов).
Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
1) Поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по созданию новых в рамках уклада школьной жизни, реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел;
2) Реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) Вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) Реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися на уроках;
5) Инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы Совет Старшеклассников (9-11 класс), Совет Лидеров (5-8), Совет Кадет (кадеты), Новое поколение/Орлята (1-4), так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий;
6) Инициировать и поддерживать деятельность детских общественных организаций (Российское движение детей и молодёжи, Юнармия);
7) Организовывать профориентационную работу с обучающимися;
8) Организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
9) Развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
10) Организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
11) Организовывать для обучающихся экскурсии, выезды в летние загородные лагеря на юг России, в лагеря Ленинградской области в течение учебного года, организация (летнего) городского оздоровительного лагеря «Созвездие» на базе ГБОУ школа № 471;
12) Корректировать ценностно-нормативный и деятельностно-практический аспект личностного развития взаимоотношений между обучающимися на уровне класса и школы, формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих личности.
Планомерная реализация поставленных задач позволяет организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
Исторически сложившиеся традиции школы, особенности природной и культурной среды, условия организации учебного процесса, требования современной жизни определили единство цели образовательной и воспитательной программы школы.
Воспитание в образовательном процессе – это создание условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности.
Основными направлениями воспитательной работы школы является:
- развитие интеллектуальных способностей воспитанников, дающих возможность адаптироваться в современных социально-экономических условиях жизни;
- создание оптимальных условий для выявления и развития творческих способностей воспитанников, готовности их к самореализации и саморазвитию в различных видах деятельности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни и мыслей, развитие физической культуры воспитанников школы;
- формирование у воспитанников школы устойчивого образа Жителя Санкт-Петербурга: создателя и хранителя славной истории своего города, знающего и поддерживающего его традиции и культуру, прилагающего силы к его развитию и процветанию.
Условиями для реализации основных направлений воспитательной работы школы являются:
-
организация образовательного процесса (Образовательная программа);
-
система дополнительного образования (организация работы кружков, сотрудничество с ДК и ДДЮТ, образовательный туризм);
-
организация внеурочной деятельности;
-
целенаправленная работа воспитательной службы (обеспечивающей координацию и организацию воспитательной деятельности всего ОУ).
Азбука информационной безопасности от Лаборатории Касперского для обучающихся 1-4 классов
Методические рекомендации о безопасности и развитии детей в сети "Интернет
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ!
Видеоролик по профилактике предотвращения правонарушений, совершаемых в ходе проведения футбольных матчей
Обучающиеся 10 классов посетили "Мариинский театр в рамках ежегодного
"Театрального урока в Мариинском"
Посещение Воинских храмов Санкт-Петербурга
1. Спасо-Преображенский Собор .
2. История Собора.
3. История Собора с 1743 года.
4. История Собора при царствовании императора Павла 1.
5. Собор в дни блокады Ленинграда.